Последнее обновление 10.01.2024 г.
Вопросы в кабинете формулируются для четырех возрастных групп: I (1-5 классы), II (6-8 классы), III (9-10 классы) и IV (11 класс).
Знания оцениваются по десятибалльной шкале от 0 до 10 баллов.
Оценка складывается из трех составляющих:
1. Полевая игротека. Приветствуется смекалка и сообразительность, знание наиболее распространенных геологических терминов. |
max 5 баллов | - | - | - |
2. Собеседование на тему одного из теоретических вопросов по географии и геологии. Приветствуются знание наиболее распространенных горных пород, свободное владение физической картой мира. |
max 5 баллов | max 3 баллов | - | - |
3. Собеседование на темы: правила выполнения полевых работ, правила техники безопасности, оказание первой медицинской помощи, знание веревочных узлов. Приветствуются знание техники безопасности, верёвочных узлов (в том числе практически), полевого снаряжения и правил оказания первой медицинской помощи |
- | max 4 балла | max 3 балла | max 3 балла |
4. Практическое задание на умение ориентироваться на местности и пользоваться геологическим компасом. Приветствуются смекалка, внимание, уверенное умение пользоваться геологическим компасом. |
- | max 3 балла | max 2 балла | max 2 балла |
5. Комплексное задание из геологической практики: дешифрирование фотографии, описание и зарисовка обнажения, определения горной породы и элементов залегания структур.
Приветствуются знание наиболее распространенных горных пород, форм залегания, стратиграфической шкалы, разрывных и складчатых нарушений, формальных требований фиксации точек наблюдения, уверенная работа с геологическим компасом. |
- | - | max 5 баллов | max 5 баллов |
Примерный список тем, затрагиваемых в кабинете:
Возрастная группа I
Что такое полевая геология?
Чем занимаются геологи в экспедициях?
Мы ежедневно пьём воду, используем электричество и газ. Откуда они к нам попадают?
Куда текут реки?
В ходе воображаемого полёта над Землёй (глобусом) рассказать о геологии и географии пролетаемых мест.
Возрастная группа II
Что такое широта и долгота.
Основные небесные тела и их роль в полевой геологии.
Снаряжение геолога.
Расположение и названия основных горных массивов, пустынь, морей и океанов.
Магматические и осадочные горные породы.
Состав полевой аптечки.
Возрастная группа III
Подходят вопросы для возрастной группы II, а также
Расположение основных районов добычи полезных ископаемых.
Залегание осадочных горных пород.
Возрастная группа IV
Подходят вопросы для возрастных групп II и III, а также
Что такое горный компас и для чего он нужен?
Основные типы разрывных нарушений.
Что такое складки и как они образуются?
Интрузивные магматические тела.
Примерный список терминов:
Возрастная группа I: океан, море, геология, минерал, горная порода, континент, остров, залив.
Возрастная группа II: горный компас, широта, долгота, гранит, базальт, габбро, мрамор, известняк, песчаник, а также термины возрастной группы I.
Возрастная группа III: моноклиналь, складка, шлиф, карст, ледник, пустыня, а также термины возрастных групп I-II.
Возрастная группа IV: разлом, надвиг, сдвиг, сброс, взброс, дайка, силл, шток, азимут, азимут падения толщи, угол падения толщи, а также термины возрастных групп I-III.
Примеры заданий игротеки:
Возрастная группа I:
Исключи по геологическому критерию лишнее слово: СЛОЙ, КОМПАС, АЗИМУТ, УГОЛ ПАДЕНИЯ, РЕЛЬЕФ
Найдите в лотке образец мрамора. Что это за порода? Где ее можно встретить в поле (показать на карте)?
Какое слово тут <спряталось>? Что оно означает? ЗУТМАИ
Возрастная группа II:
Решите геологический кроссворд.
Найдите в лотке образец железной руды. Что это за порода? Где ее можно встретить в поле (показать на карте)?
Какое снаряжение нужно геологу для работы на маршруте?
Примеры практических задач:
Возрастная группа II:
Сообщение по полевой радиостанции: "Сегодня, в 10 часов утра по местному времени, произошло извержение вулкана........., расположенного на .... долготы и 56 с.ш." С помощью карты сделайте предположение, об извержении какого вулкана говорилось по радио.
Возрастная группа III:
Привяжите веревку к опоре.
Первая помощь при переломе руки.
Дайте геологическое описание (возможно со схематической зарисовкой) сфотографированного обнажения. Сделайте предположения о составе и происхождении слагающих его пород.
Возрастная группа IV:
1) Геолог сидит на берегу широкой реки. На противоположном берегу расположено мощное и протяжённое скальное обнажение горизонтально залегающих осадочных пород, мощность которого геологу необходимо определить. С помощью секундомера он замерил, что крик в сторону обнажения возвращается к нему в виде эха через 3 секунды. Горным компасом геолог определил угол между горизонталью и направлением на вершину разреза, равный 30. Исходя из этих данных оцените мощность обнажения. Калькулятора у геолога нет, скорость звука равна 340 м/сек.
2) На рисунке изображён схематический геологический разрез. Определите время образования разрывного нарушения, его тип и амплитуду вертикального смещения.
Примерный список минералов, горных пород и полезных ископаемых для практического определения:
Возрастная группа I: кварц, пирит, гранит, мрамор, каменная соль, сера, графит, кальцит, гранат, аммонит, белемнит.
Возрастная группа II: габбро, базальт, известняк, песчаник, флюорит, сфалерит, каменный уголь, а также минералы и породы группы I.
Возрастная группа III: сиенит, амазонит, риолит, кварцит, гипс, тальк, сланец, гнейс, а также минералы и породы группы I и II.
Возрастная группа IV: конгломерат, брекчия, перидотит, дунит, пироксенит, глина, доломит, мергель, а также минералы и породы группы I, II и III.
Список необходимого для кабинета:
В кабинет участник входит с "бегунком", ручкой черного или синего цвета, карандашом. Бумага и всё остальное необходимое для ответа выдается участнику в кабинете.
Верхняя одежда сдается заблаговременно в гардероб, сумки складываются в кабинете в специально отведенное место. Мобильные телефоны, плееры и другие электронные приборы в выключенном состоянии убираются в сумки.
Остальные правила можно посмотреть в Регламенте Олимпиады.
Рекомендуемая литература для подготовки: