Кабинет Эндогенных процессов
(примерные темы опроса, практические задачи, список литературы)

Последнее обновление 10.01.2024 г.

Вопросы в кабинете формулируются для четырех возрастных групп: I (1-5 классы), II (6-8 классы), III (9-10 классы) и IV (11 класс).
Знания оцениваются по десятибалльной шкале от 0 до 10 баллов. Оценка складывается из пяти составляющих:

Форма опроса
I группа
II группа
III группа
IV группа
1. Вопрос с развернутым устным ответом. max 5 баллов max 2 балла - -
2. Работа с фотографией или видеоматериалом, на которых представлен какой-либо эндогенный процесс или объект. max 2 балла max 3 балла max 2 балла max 2 балла
3. Письменное задание и последующая творческая беседа по одному или нескольким разделам max 3 балла max 5 балла max 6 балла max 4 балла
4. Определение образца горной породы магматического или метаморфического генезиса. - - max 2 балла max 2 балла
5. Работа с тектонической картой. - - max 2 балла

Примерный список тем, охватываемых в кабинете:

Магматизм: интрузивный магматизм (понятие о магме, ее составе и свойствах; интрузивные тела и их состав); вулканизм (причины вулканических извержений, их продукты; виды, свойства и состав лав, вулканические постройки, типы вулканических извержений, поствулканические явления); состав, структуры и текстуры магматических горных пород.
Метаморфизм: понятие метаморфизма и его факторы, фации метаморфизма, типы метаморфизма, состав, структуры и текстуры метаморфических горных пород.
Тектонические движения и деформации горных пород: складчатые нарушения (элементы складки, классификации складок, причины их образования); разрывные нарушения (элементы разрывов, их типы).
Землетрясения: механизм возникновения землетрясения и его параметры, распространение землетрясений по поверхности Земли, регистрация землетрясений, волна цунами.
Тектоника литосферных плит: понятие литосферной плиты, типы границ литосферных плит, процессы, происходящие на этих границах, пассивные и активные континентальные окраины.
Космическая геология: образование Вселенной, космические явления, небесные тела, их названия.

Примерный список терминов и названий:

Возрастная группа I:
Магма, лава, вулкан, вулканизм, гейзер, землетрясение, цунами, Япония, Камчатка, Везувий, Кавказ, Урал, Альпы, Гималаи, Эверест (Джомолунгма), Эльбрус, извержение, пепел, кратер, океан, гора, метеорит, комета, планета, звезда, Земля, Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Возрастная группа II:
Магматизм, метаморфизм,  кальдера, дайка, шток, батолит, силл, кратер, жерло, пиллоу-лава, очаг, складка, эпицентр, ядро, мантия, земная кора, литосфера, астеносфера, граница Мохоровичича (Мохо), граница Гутенберга, литосферная плита,сейсмограф, порода, вулканический туф, обсидиан, перидотит, гранит, базальт, андезит, мрамор, галактика, астероид, щит, плита, туманность, солнечный ветер, Большой Взрыв, геоид, Анды, Пиренеи, Этна, Фудзияма,  Кордильеры, Олимп, Килиманджаро, Ключевской, а также термины возрастной группы I.
Возрастная группа III:
Экзоконтакт, эндоконтакт, апофиз, флюид, лополит, лакколит, факолит, гарполит, некк, эффузия, эксплозия, экструзия, тефра, аа-лава, пахоэхоэ, стратовулкан, столбчатая отдельность, магнитуда, гипоцентр, шкала Рихтера, плюм, рифт, конвергенция, спрединг, субдукция, обдукция, трансформный разлом, активная континентальная окраина, пассивная континентальная окраина, ортопороды, парапороды, реголит, астроблема,  форшок, афтершок, аккреция, планетезимали, офиолиты, диорит, дунит, габбро, риолит, кварцит, сланец, гнейс, сингулярность, волосы Пеле, пояс Койпера, облако Оорта, эффект Доплера, Байкал, Попокатепетль, Кракатау, Карпаты, Алтай, а также термины возрастных групп I-II.
Возрастная группа IV:
Холодный и горячий контакты, лапилли, маары, расслоенный интрузив, трубка взрыва, лахары, фумарола, фация метаморфизма, ступень метаморфизма, стресс, динамометаморфизм, температура, давление, метапелиты, метабазиты, мигматиты, метасоматоз, скарн, грейзен, филлит, пикрит, гранулит, эклогит, амфиболит, роговик, кимберлит, ксенолит, импактит, тектит, кратон, аллохтон, автохтон, катаклазит, зона Беньофа, антиклиналь, синклиналь, сброс, взброс, сдвиг, надвиг, шарьяж, горст, грабен, Эребус, Мерапи, Исландия, Килауэа, Марианский желоб, Апеннины, Саяны, Памир, а также термины возрастных групп I-III.

Пример вопросов с развернутым устным ответом:

Возрастная группа I - Чем обернётся выход магмы наружу? Где такое уже произошло или происходит сейчас?

Возрастная группа II - Какие космические объекты можно наблюдать с Земли?

Пример письменных заданий:

Возрастная группа I
1) Вам даны геологические термины, названия объектов, но в них перепутаны местами буквы. Отгадайте, какие слова зашифрованы и расскажите всё, что о них знаете:

1.РЕТИПЮ 2.МЗИНАКЛУВ 3.НЕТАПЛА 4.ПЕЛПЕ 5. РЕСТВЕЭ

Возрастная группа II
1) Вам дана группа слов, состоящая из 5 геологических терминов, но со словами случилась беда: все буквы поменялись местами. Верните все буквы на места и найдите в группе терминов лишнее, объясните почему вы так решили:

1. ПЕОИИДТРТ 2. ГИАРНТ 3.БАЛАЗЬТ 4. АНЗДИЕТ 5. ММОРАР

2) Сопоставьте объект и его местоположение:

Этна Кения
Йеллоустоун Камчатка
Килиманджаро Карибские острова
Ключевская США
Фудзияма Сицилия
Кения Танзания
Мон-Пеле Остров Хонсю

3. Заполните пропуски в тексте терминами из списка. Каждый пропуск соответствует одному термину, а не одному слову.
базальт, лава, гейзера, магма, Ключевской, Кавказ, жерла, извержения, Камчатке, кальдера, Анды, Этна, известняк.

Геолог изучал вулканы на Дальнем Востоке. Как-то на __________ он набрёл на вулкан __________. Ему повезло, так как он застал процесс его __________. __________ вытекала из __________ медленными потоками. Когда все остыло, он отобрал образец и понял, что это был __________. После этого, через несколько дней жерло вулкана под собственным весом обвалилось и образовалась __________. А потом наш исследователь полетел на вертолете в долину __________.

Возрастная группа III

1) Вам даны 8 определений геологических терминов, каждый из этих терминов содержит букву (ее номер указан в скобках после определения). Сложите из этих букв новое слово и дайте ему письменное определение.

1. Плутоническая порода основного состава, нормального ряда (2) - __________________
2. Жидкие и газообразные легкоподвижные компоненты магмы или циркулирующие в земных глубинах растворы, насыщенные газами (1) -_____________________
3. Вулканическая горная порода кислого состава нормального ряда, в которой вкрапленники кварца, альбита, олигоклаза и санидина (реже биотита, роговой обманки, магнетита) погружены в стекловатую основную массу (6) -___________________
4. Обломки вулканических пород и частиц вулканического стекла (2) - ___________________
5. Действующий стратовулкан в Индонезии, последнее мощное извержение которого датировано 1883 годом, его результатом стало обрушение большей части острова, на котором расположен вулкан (2) -____________________
6. Столбообразный интрузив изометричной формы с крутыми контактами, площадью менее 100 км2 (1) -________________________
7. Твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии (4) -___________________
8. Грибообразное интрузивное тело, образующееся в результате внедрения магмы между слоями вмещающих пород (4) -____________________

2) Назовите породу, состоящую из 91% оливина, 9% пироксена

3) Дайте развернутый ответ
Какие эндогенные процессы могут быть вызваны погружением океанической плиты под другую плиту?

Возрастная группа IV
1) Выберите из списка породы, по составу относящиеся к ультраосновным, и назовите их главные породообразующие минералы.

дунит габбро мрамор перидотит филлит базальт андезит

2) Какие эндогенные процессы происходят в коллизионных обстановках? Где на нашей планете они представлены наиболее ярко?

3) Приведите пример пород, образующихся при метаморфизме высоких ступеней? Какие для них характерны структуры и текстуры?

4) Вам даны геологические термины, но в них перепутаны местами все буквы. К тому же, в каждом слове есть "лишняя" буква. Составьте из этих "лишних" букв новое слово и покажите на карте, где можно встретить явление или объект, которое оно обозначает. Буквы в итоговом термине не в том порядке, как расположены загаданные слова.

1. АВАЛК 2. БРОБЕГА 3. ДОМЯР 4.РАБГИНТ 5. ТОЛАРКН 6.СЕЙНИГ 7.ДИТРУН

 

 

И

           

Т

 

Примеры фотографий, иллюстрирующих какой-либо эндогенный процесс или объект:

Что изображено на фотографии? Какие особенности объекта или протекания процесса отражает эта фотография?

 

Примерный список горных пород для практического определения:

Гранит, риолит, диорит, базальт, габбро, андезит, дунит, кимберлит, сиенит, обсидиан, пемза, гнейс, сланец, мрамор, кварцит.

Список необходимого для кабинета:

В кабинет участник входит с "бегунком", ручкой черного или синего цвета, карандашом. Бумага и всё остальное необходимое для ответа выдается участнику в кабинете.
Верхняя одежда сдается заблаговременно в гардероб, сумки складываются в кабинете в специально отведенное место. Мобильные телефоны, плееры и другие электронные приборы в выключенном состоянии убираются в сумки.
Списывание крайне не приветствуется и наказывается начислением 0 баллов за то задание, при ответе на которое школьник был уличен.
Остальные правила можно посмотреть в Регламенте Олимпиады.

Рекомендуемая литература для подготовки:

<-- Вернуться назад