Кабинет Экзогенных процессов
(примерные темы опроса, практические задачи, список литературы)

Последнее обновление 10.01.2024 г.

Вопросы в кабинете формулируются для четырех возрастных групп: I (1-5 классы), II (6-8 классы), III (9-10 классы) и IV (11 класс).
Знания оцениваются по десятибалльной шкале от 0 до 10 баллов. Оценка складывается из следующих составляющих:

Форма опроса
I группа
II группа
III группа
IV группа
1. Творческая работа (собеседование) с фотографией, иллюстрирующей какой-либо экзогенный процесс или объект max 4 балла max 3 балла max 3 балла max 3 балла
2. Геологическая загадка max 2 балла max 3 балла max 2 балла -
3. Разгадать кроссворд на тему экзогенных процессов, объяснить отгаданные термины max 4 балла - - max 2 балла
4. Работа с физико-географической картой - max 2 балла max 2 балла max 2 балла
5. Определение образца горной породы или минерального образования экзогенного генезиса. - max 2 балла max 3 балла max 3 балла

Примеры фотографий, иллюстрирующих какой-либо экзогенный процесс или объект:

Что изображено на фотографии? Как и почему смогли образоваться изображенные на фотографии объекты?

Возрастная группа I: Возрастная группа II:
D:\Anna\гш\олимпиада\2009\кабинет экзо\foto Olimp\serege\IMG_9240.jpg D:\Anna\гш\олимпиада\2011\экзо\фото\meandri3.jpg
Возрастная группа III: Возрастная группа IV:
D:\Anna\гш\олимпиада\2011\экзо\фото\abrazia_2.jpg D:\Anna\гш\олимпиада\2011\экзо\фото\bygor py4enia.jpg

Примерный список терминов:

Возрастная группа I: ветер, бархан, дюна, пустыня, река, приток, исток, устье, русло, меандр, старица, пойма, половодье, разрушение пород, накопление материала, перенос материала, горная порода, ледник, озеро, болото, овраг, лавина, оползень, обвал, осыпь, сель, гравитация (сила тяжести, гравитационные процессы), ручей, временный водный поток, айсберг, карст, пещера, сталактит, временный водный поток, пляж, гора, море, глина, известняк, песок

Возрастная группа II: дефляция, корразия, выветривание химическое, выветривание физическое, выветривание биологическое, кора выветривания,  аккумуляция, пустыня глинистая, пустыня аккумулятивная, пустыня каменистая, пустыня солончаковая, речная терраса, долина реки, базис эрозии, аллювий, трог, морена, тальвег, равнина, губа,  дельта, коллювий, грунтовые воды, межпластовые воды, водоупорный слой, сталагмит,  сталагнат, карстовая воронка, карстовая пещера,риф, клиф, волноприбойная ниша, а также термины возрастной группы I.

Возрастная группа III: зона гипергенеза, элювий, гидролиз, гидратация, дегидратация, восстановление, окисление, карбонатизация, сальтация, экзарация, абляция, карры, делювий, пролювий, поноры, полье, слепые долины, кары, коса, бар, абразия, шельф, континентальный склон, ложе океана,абиссаль, литораль, батиаль, турбидитные потоки, флиш, криолитозона, наледь, а также термины возрастных групп I-II.

Возрастная группа IV: лиман, эстуарий,бенч, гаммады, такыры, шоры, десквамация, иллювий, гальмиролиз,  бараньи лбы, эрратический валун, ригель, озы, камы, флювиогляциальные отложения, лимногляциальные отложения, талик, термокарст, котловина выдувания, солифлюкция, бугры пучения, байджерах, булгуннях, курум, иероглифы, а также термины возрастных групп I-III.

Пример геологической загадки:

Кисто - что за слово спряталось, что оно означает?

Пример вопросов по физико-географической карте:

Возрастная группа II: покажите на карте горные и равнинные реки. В чем состоит их отличие?

Возрастная группа III: покажите на карте и сравните устьевые части Волги и Оби, расскажите в чем различие?

Возрастная группа IV: покажите на карте различные типы устьевых частей рек. Расскажите в чем различие.

Примерный список горных пород и минеральных образований для практического определения:

Возрастная группа II: песок, песчаник, известняк, мел, конгломерат, галька, глина, каменная соль, сталактит.

Возрастная группа III: доломит, "мергель", гипс, гравелит, брекчия, торф, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, боксит, кремень, конкреция, а также породы возрастной группы II.

Возрастная группа IV: алевролит, аргиллит, дресва, щебень, фосфорит, каолинит, сидерит, яшма, опока, а также породы возрастной группы III.

В описание породы особое внимание следует уделить её точному происхождению, т.е. не просто осадочное, а хемогенное, терригенное, биогенное, мелководное, глубоководное и тд.

Список необходимого для кабинета:

В кабинет участник входит с "бегунком", ручкой черного или синего цвета, карандашом. Бумага и всё остальное необходимое для ответа выдается участнику в кабинете.
Верхняя одежда сдается заблаговременно в гардероб, сумки складываются в кабинете в специально отведенное место. Мобильные телефоны, плееры и другие электронные приборы в выключенном состоянии убираются в сумки.
Остальные правила можно посмотреть в Регламенте Олимпиады.

Рекомендуемая литература для подготовки:

<-- Вернуться назад