Вопросы теоретического (письменного) тура заключительного этапа олимпиады 2024-2025 года

Геологический поток

Вопросы для 1-5 класса

Вопрос Критерии оценивания

Какие геологические процессы происходят на берегах рек и морей?

1-1

Как изменятся геологические процессы, если начнется новый ледниковый период?

1-2

Какие горные породы образуются в морях и океанах, а какие на суше? Чем они отличаются?

1-3

Как геологи ищут месторождения полезных ископаемых?

1-4

Как добыча полезных ископаемых может навредить природе?

1-5

Вопросы для 6-8 класса

Вопрос Критерии оценивания

Как и для чего геологи изучают береговую линию в Арктике и прилегающую к ней территорию?

2-1

Как изменятся геологические процессы, если начнётся новый ледниковый период?

2-2

Какие процессы образования минералов можно изучать, исследуя Уральские горы? Каких процессов там не встретишь?

2-3

Какими способами геологи ищут месторождения полезных ископаемых, которые не выходят на земную поверхность?

2-4

Почему добыча и перевозка нефти могут навредить природе? Как природа сама очищается от нефтяных загрязнений?

2-5

Вопросы для 9-10 класса

Вопрос Критерии оценивания

Какими современными методами геологи изучают арктическую береговую линию и процессы в прибрежной зоне и для чего?

3-1

Представьте, что начинается новый ледниковый период. Как это отразится на характере процессов выветривания?

3-2

Какие минеральные парагенезисы геолог может изучить, исследуя современную поверхность древних гор и как они образовались?   

3-3

Какими методами геологи ищут полезные ископаемые на территориях с плохой обнаженностью? Приведите примеры.

3-4

Какие экологические риски связаны с добычей и транспортировкой нефти? Как природа способна самоочищаться от нефтяных загрязнений?

3-5

Вопросы для 11 класса

Вопрос Критерии оценивания

Какими современными методами и для чего геологи изучают арктическую береговую линию, процессы в прибрежной зоне и прилегающей акватории?

4-1

Представьте, что начинается новый ледниковый период. Как это отразится на характере процессов выветривания в Черноморско-Каспийском регионе?

4-2

Какие минеральные парагенезисы геолог может изучить, исследуя древние горы? Благодаря каким процессам они образовались и как оказались вблизи поверхности?   

4-3

Как геологи ищут полезные ископаемые на территориях с плохой обнаженностью? Как выбор методов поиска зависит от типа полезного ископаемого и что влияет на выбор методов?

4-4

Какие экологические риски связаны с добычей и транспортировкой нефти? Какие природные процессы, живые и неживые объекты способствуют очистке окружающей среды от нефтяных загрязнений?

4-5

Палеонтологический поток

Вопросы для 1-5 класса

Вопрос Критерии оценивания

Перечислите обитателей морей каменноугольного периода. Дайте их описание и зарисуйте.

1-1

Какие вы знаете периоды Фанерозоя? Перечислите и кратко расскажите о каждом из них.

1-2

Как возникают новые виды живых организмов?

1-3

Как организуются и проводятся палеонтологические раскопки?

1-4

Как вымирают виды растений и животных?

1-5

Вопросы для 6-8 класса

Вопрос Критерии оценивания

Опишите возникновение и эволюцию головоногих моллюсков. Какие у них основные ископаемые и современные группы?

2-1

На каких основаниях проводятся границы между эрами Фанерозоя?

2-2

Что такое конвергентная эволюция? Дайте определение, приведите примеры из палеонтологии.

2-3

Что такое биостратиграфия? Опишите задачи методы, объекты изучения.

2-4

Почему выжившие представители Мегафауны мельче своих плиоцен-плейстоценовых предков и родственников?

2-5

Вопросы для 9-10 класса

Вопрос Критерии оценивания

Ящеротазовые и птицетазовые динозавры. На чем основываются такие названия? Почему птицы относятся к ящеротазовым?

3-1

Как проходило восстановление биосферы после пермь-триасового вымирания?

3-2

Что такое "Эффект Лазаря" в палеонтологии? Дайте определение, укажите причины, приведите примеры.

3-3

Что такое Микропалеонтология? Опишите задачи, методы, объекты изучения.

3-4

Что такое псевдобиоморфозы и псевдофоссилиии? Дайте определения и расскажите  механизм возникновения.  Приведите примеры.

3-5

Вопросы для 11 класса

Вопрос Критерии оценивания

Опишите возникновение завроспид и синапсид. Приведите отличия в морфологии, физиологии, эволюционных стратегиях.

4-1

Что такое кризис каменноугольных лесов? Опишите возможные причины, последствия?

4-2

Что такое Дестабилизирующий отбор? Дайте определение, приведите примеры из палеонтологии.

4-3

Что такое морфофункциональный анализ в палеонтологии и метод актуализма? Дайте определения и приведите примеры.

4-4

Расскажите о распаде Пангеи и его влиянии на эволюцию млекопитающих.

4-5

 

<-- На главную