Вопросы теоретического (письменного) тура заключительного этапа олимпиады 2022-2023 года

Геологический поток (нужно выбрать 4 вопроса из 10)

Вопросы для 1-5 класса

  1. Какие протяженные формы рельефа вы знаете? Как они образуются?
  2. Как геологи определяют происхождение горной породы?
  3. Почему происходят землетрясения? Как можно уменьшить негативные последствия от них?
  4. Какие горные породы называют осадочными и как они образуются?
  5. Расскажите, как человек может вырастить минерал?
  6. Какие полезные ископаемые можно найти в океанах и морях?
  7. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются?
  8. Как вода участвует в образовании горных пород и минералов?
  9. Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
  10. В чём отличие горных и равнинных рек?

Вопросы для 6-7 класса

  1. Какие геологические объекты имеют протяженную в рельефе форму? Как они образуются?
  2. Как геологи определяют происхождение горной породы?
  3. Почему происходят землетрясения? Как можно уменьшить негативные последствия от них?
  4. Какие типы осадочных горных пород Вы знаете? Как они образуются?
  5. При каких процессах, связанных с деятельностью человека, могут образовываться минералы?
  6. Какие полезные ископаемые можно найти в океанах и морях?
  7. Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? В каких процессах могут образовываться похожие кольцевые структуры?
  8. Как вода участвует в образовании горных пород и минералов?
  9. Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
  10. Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?

Вопросы для 8-9 класса

  1. Академик Е.Е.Милановский писал, что рифтовые структуры имеют линейно-вытянутый характер и протягиваются на сотни и даже тысячи километров. Какие другие геологические объекты представляют собой крупные линейно-вытянутые структуры? Как они образуются? Приведите примеры географических названий таких структур.
  2. Зачем геологи изучают химический состав минералов и горных пород?
  3. Недавно на Ближнем Востоке произошла геологическая катастрофа - землетрясение. Почему происходят подобные явления и можно ли их избежать? Как можно уменьшить негативные последствия от землетрясений?
  4. В чем значение углерода с точки зрения геологии?
  5. Какая деятельность человека приводит к образованию "минералов"? В каких природных процессах образуются аналогичные им минералы?
  6. Какие работы Вам необходимо провести для подтверждения нефтегазоносности участка арктического шельфа?
  7. Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? Какие ещё кольцевые структуры выделяют геологи?
  8. В каких геологических процессах, протекающих в недрах Земли, участвуют флюиды и какую они играют в них роль?
  9. Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
  10. Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?

Вопросы для 10-11 класса

  1. Академик Е.Е.Милановский писал, что рифтовые структуры имеют линейно-вытянутый характер и протягиваются на сотни и даже тысячи километров. Какие другие геологические объекты представляют собой крупные линейно-вытянутые структуры? Как они образуются? Приведите примеры географических названий таких структур.
  2. Зачем геологи изучают химический состав минералов и горных пород? Какими методами они это делают?
  3. Недавно на Ближнем Востоке произошла геологическая катастрофа - землетрясение. Почему происходят подобные явления и можно ли их избежать? Как можно уменьшить негативные последствия от землетрясений?
  4. В чем значение углерода с точки зрения геологии?
  5. Какая деятельность человека приводит к образованию "минералов"? В каких природных процессах образуются аналогичные им минералы?
  6. Какие работы Вам необходимо провести для подтверждения нефтегазоносности участка арктического шельфа?
  7. Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? Какие ещё кольцевые структуры выделяют геологи?
  8. В каких геологических процессах, протекающих в недрах Земли, участвуют флюиды и какую они играют в них роль?
  9. Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
  10. Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?

Палеонтологический поток (нужно ответить на все вопросы)

Вопросы для 1-5 класса

  1. Какие ископаемые остатки сохраняются от беспозвоночных животных, а какие от позвоночных животных?
  2. Нарисуйте и назовите пять самых больших древних сухопутных животных. Напишите все, что Вы о них можете рассказать.
  3. Нарисуйте и назовите пять древних морских животных в истории Земли. Напишите все, что Вы о них можете рассказать.
  4. Какие образцы ископаемых имеются в вашей коллекции? Как они попали к вам? Нарисуйте, дайте название, напишите, что вам о них известно.
  5. В каком периоде истории Земли позвоночные животные вышли на сушу? Почему это произошло и <зачем> это вообще было нужно?

Вопросы для 6-7 класса

  1. Каким образом и в каких условиях происходили массовые захоронения ископаемых организмов? Какие из них имеют особенное значения с точки зрения геологии?
  2. Чем мог питаться крупнейший морской ящер Шонизавр?
  3. Какое местонахождение ископаемой фауны вам хотелось бы посетить? Расскажите все о нем.
  4. Назовите группы летающих позвоночных. Дайте общую характеристику каждой группы. В чем основные отличия их полета?
  5. Какое вымирание фанерозоя было самым значительным? Расскажите о механизмах возникновения, течении и последствиях.

Вопросы для 8-9 класса

  1. Что заключается в понятии <высший хищник> экосистемы? Приведите примеры из разных геологических эпох. Что происходит в экосистеме в случае утраты <высшего хищника>?
  2. Относительно недавно по геологическим меркам вымерли два колоссальных морских хищника - акула Мегалодон и кит Левиафан. С чем, как вам кажется, может быть это связанно?
  3. Почему границы геологических периодов часто совпадают с глобальными вымираниями?
  4. Современные и вымершие <большие кошки>. Расскажите об их отличиях в строении, образе жизни, эволюционной истории.
  5. В каких группах морских рептилий имеет место размножение яйцами, а в каких живорождение? От чего это может зависеть и как обеспечиваться?

Вопросы для 10-11 класса

  1. Череп позвоночных. Его происхождение, функциональная значимость, основные эволюционные преобразования.
  2. Ихнофоссилии. Их происхождение и принципы систематики. Что такое <ихнотаксон>?
  3. В палеонтологии часто встречается термин <тупиковая ветвь эволюции>. Насколько научен данные термин? Всякое ли вымерший организм или группу можно причислять к <тупиковым ветвям>?
  4. Что такое <бескислородное событие>? Каковы вероятные причины его возникновения? Какие события такого характера вам известны?
  5. Палеогеографический регион Берингия. Расскажите о его происхождении истории и значении.

 

<-- На главную