Вопросы теоретического (письменного) тура заключительного этапа олимпиады 2022-2023 года
Геологический поток (нужно выбрать 4 вопроса из 10)
Вопросы для 1-5 класса
- Какие протяженные формы рельефа вы знаете? Как они образуются?
- Как геологи определяют происхождение горной породы?
- Почему происходят землетрясения? Как можно уменьшить негативные последствия от них?
- Какие горные породы называют осадочными и как они образуются?
- Расскажите, как человек может вырастить минерал?
- Какие полезные ископаемые можно найти в океанах и морях?
- Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются?
- Как вода участвует в образовании горных пород и минералов?
- Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
- В чём отличие горных и равнинных рек?
Вопросы для 6-7 класса
- Какие геологические объекты имеют протяженную в рельефе форму? Как они образуются?
- Как геологи определяют происхождение горной породы?
- Почему происходят землетрясения? Как можно уменьшить негативные последствия от них?
- Какие типы осадочных горных пород Вы знаете? Как они образуются?
- При каких процессах, связанных с деятельностью человека, могут образовываться минералы?
- Какие полезные ископаемые можно найти в океанах и морях?
- Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? В каких процессах могут образовываться похожие кольцевые структуры?
- Как вода участвует в образовании горных пород и минералов?
- Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
- Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?
Вопросы для 8-9 класса
- Академик Е.Е.Милановский писал, что рифтовые структуры имеют линейно-вытянутый характер и протягиваются на сотни и даже тысячи километров. Какие другие геологические объекты представляют собой крупные линейно-вытянутые структуры? Как они образуются? Приведите примеры географических названий таких структур.
- Зачем геологи изучают химический состав минералов и горных пород?
- Недавно на Ближнем Востоке произошла геологическая катастрофа - землетрясение. Почему происходят подобные явления и можно ли их избежать? Как можно уменьшить негативные последствия от землетрясений?
- В чем значение углерода с точки зрения геологии?
- Какая деятельность человека приводит к образованию "минералов"? В каких природных процессах образуются аналогичные им минералы?
- Какие работы Вам необходимо провести для подтверждения нефтегазоносности участка арктического шельфа?
- Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? Какие ещё кольцевые структуры выделяют геологи?
- В каких геологических процессах, протекающих в недрах Земли, участвуют флюиды и какую они играют в них роль?
- Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
- Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?
Вопросы для 10-11 класса
- Академик Е.Е.Милановский писал, что рифтовые структуры имеют линейно-вытянутый характер и протягиваются на сотни и даже тысячи километров. Какие другие геологические объекты представляют собой крупные линейно-вытянутые структуры? Как они образуются? Приведите примеры географических названий таких структур.
- Зачем геологи изучают химический состав минералов и горных пород? Какими методами они это делают?
- Недавно на Ближнем Востоке произошла геологическая катастрофа - землетрясение. Почему происходят подобные явления и можно ли их избежать? Как можно уменьшить негативные последствия от землетрясений?
- В чем значение углерода с точки зрения геологии?
- Какая деятельность человека приводит к образованию "минералов"? В каких природных процессах образуются аналогичные им минералы?
- Какие работы Вам необходимо провести для подтверждения нефтегазоносности участка арктического шельфа?
- Геолог и писатель-фантаст В.А. Обручев поместил "Землю Санникова" внутри кальдеры. Расскажите подробнее о кальдерах. Как они образуются? Какие ещё кольцевые структуры выделяют геологи?
- В каких геологических процессах, протекающих в недрах Земли, участвуют флюиды и какую они играют в них роль?
- Из каких минералов состоят уличные облицовочные плиты? Какие минералы там нельзя встретить и почему? (вопрос от Минералогического музея А.Е.Ферсмана РАН)
- Представьте, что Вы путешествуете на поезде из Астрахани в Мурманск. Как будут сменяться результаты деятельности различных геологических процессов по ходу движения?
Палеонтологический поток (нужно ответить на все вопросы)
Вопросы для 1-5 класса
- Какие ископаемые остатки сохраняются от беспозвоночных животных, а какие от позвоночных животных?
- Нарисуйте и назовите пять самых больших древних сухопутных животных. Напишите все, что Вы о них можете рассказать.
- Нарисуйте и назовите пять древних морских животных в истории Земли. Напишите все, что Вы о них можете рассказать.
- Какие образцы ископаемых имеются в вашей коллекции? Как они попали к вам? Нарисуйте, дайте название, напишите, что вам о них известно.
- В каком периоде истории Земли позвоночные животные вышли на сушу? Почему это произошло и <зачем> это вообще было нужно?
Вопросы для 6-7 класса
- Каким образом и в каких условиях происходили массовые захоронения ископаемых организмов? Какие из них имеют особенное значения с точки зрения геологии?
- Чем мог питаться крупнейший морской ящер Шонизавр?
- Какое местонахождение ископаемой фауны вам хотелось бы посетить? Расскажите все о нем.
- Назовите группы летающих позвоночных. Дайте общую характеристику каждой группы. В чем основные отличия их полета?
- Какое вымирание фанерозоя было самым значительным? Расскажите о механизмах возникновения, течении и последствиях.
Вопросы для 8-9 класса
- Что заключается в понятии <высший хищник> экосистемы? Приведите примеры из разных геологических эпох. Что происходит в экосистеме в случае утраты <высшего хищника>?
- Относительно недавно по геологическим меркам вымерли два колоссальных морских хищника - акула Мегалодон и кит Левиафан. С чем, как вам кажется, может быть это связанно?
- Почему границы геологических периодов часто совпадают с глобальными вымираниями?
- Современные и вымершие <большие кошки>. Расскажите об их отличиях в строении, образе жизни, эволюционной истории.
- В каких группах морских рептилий имеет место размножение яйцами, а в каких живорождение? От чего это может зависеть и как обеспечиваться?
Вопросы для 10-11 класса
- Череп позвоночных. Его происхождение, функциональная значимость, основные эволюционные преобразования.
- Ихнофоссилии. Их происхождение и принципы систематики. Что такое <ихнотаксон>?
- В палеонтологии часто встречается термин <тупиковая ветвь эволюции>. Насколько научен данные термин? Всякое ли вымерший организм или группу можно причислять к <тупиковым ветвям>?
- Что такое <бескислородное событие>? Каковы вероятные причины его возникновения? Какие события такого характера вам известны?
- Палеогеографический регион Берингия. Расскажите о его происхождении истории и значении.
<-- На главную