По своей конструкции рюкзаки бывают станковые, полустанковые и мягкие.
Основой станкового рюкзака является жесткий металлически каркас, к которому крепятся лямки и сам рюкзак. К преимуществу станковых рюкзаков относится то, что вес груза в нем распределяется равномерно и человек идет с прямой спиной. Абсолютно неважно, что, как и в каком объеме лежит в рюкзаке - вес груза все равно распределится одинаково. Станок незаменим, когда требуется по ровной местности переносить очень тяжелый и неудобный груз. К его недостаткам следует отнести увеличенный вес самого рюкзака, а так же в ряде случаев его меньшую долговечность - возможен отрыв креплений рюкзака от станины, поломка и изгиб самого станка, его не удастся отремонтировать в походно-полевых условиях. В настоящее время выпускается ограниченное количество таких моделей. Для геошкольных поездок такие рюкзаки мы не рекомендуем!
Мягкие "обычные" рюкзаки имеют наибольшее количество вариантов, сводящиеся к различию ткани, спины, лямок, их крепления и т.д. Такие рюкзаки самые дешевые и легкие, пустые компактно складываются, но зато они и самые чувствительные к укладке: при неправильной укладке такой рюкзак становится злейшим врагом человека.
Полустанковые рюкзаки (полужесткие, каркасные, "анатомики") имеют в спине вертикальные вставки из металлических или пластиковых полос, изображающих каркас жесткости. При этом устраняются все недостатки станкового рюкзака, но и эффективность такого каркаса меньше, чем от станка. Конструкция довольно удобная при укладке и переноске. Они несколько дороже мягких и тяжелее их на 300-500 грамм. Это самые популярные сейчас рюкзаки.
В дальнейшем речь пойдет только о полустанковых и мягких рюкзаках!
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ РЮКЗАКА:
Конструктивно рюкзаки включают в себя собственно мешок, систему подвески (спинка, лямки, плечевые оттяжки, поясной ремень, подушка под поясницу), клапаны, карманы и прочие полезные и бесполезные приспособления. На всё это и НАДО обращать внимание при выборе рюкзака.
Материал рюкзака. Ткань должна быть достаточно прочной и плотной, но и не слишком тяжелой. Наиболее приемлемыми на сегодняшний день являются синтетические ткани "кордура" (cordura), "оксфорд" (oxford) и ряд других тканей. Иногда ткань бывает в фактурную клеточку - примерно через 5-8 мм следует утолщенная нить для лучшей износостойкости. С внутренней стороны они покрыты водозащитным покрытием, которое впрочем, от проливного дождя содержимое рюкзака не спасает. Такие ткани как отечественный "авизент" и ряд других тонких (как на спортивных городских рюкзачках) иногда оказываются недостаточно надежными. Хорошо, если дно рюкзака сделано из более плотной и водонепроницаемой ткани, чем бока.
Швы рюкзака должны быть обстрочены двойными швами (или прикрыты лентой) капроновыми нитками. Обработка оверлоком (обстрочка как у трикотажных изделий, в дешевых моделях) может сослужить плохую службу, так как в этом случае ткань через год-другой часто начинается сечься и рюкзак просто расползается по швам. Особенно обидно, если это происходит во время длительной поездки, ведь это невозможно отремонтировать.
Форма рюкзака. Удобней, когда дно рюкзака овальной, а не прямоугольной формы. Иногда делают расширяющиеся кверху рюкзаки. Они вместительней, но несколько менее удобны, если вставлять внутрь коврик-пенку, которая не умеет выгибаться как матрешка. Рюкзак может заканчиваться вверху тубусом с крышкой (клапаном) (1) на пряжках-замках или крышкой на молнии (как у чемодана). Крышки предохраняют рюкзак от дождя.
Спинка рюкзака может иметь различную толщину в зависимости от количества и материала вставок. Цель подобной конструкции - защита спины от небрежно уложенного рюкзака, отвод пота и более равномерное распределение нагрузки на спину. Для этого (в идеале) в спине должны быть вертикальные широкие упругие прокладки. Иногда вместо этого бывает сплошная вставка из пенки (что хуже!) или прокладки нет вообще, а спина состоит только из ткани рюкзака (что крайне не рекомендуется!).
На многих современных полустанковых рюкзаках ("анатомиках") используется так называемая плавающая подвеска или плавающая система закрепления лямок к спинке. Это позволяет подогнать рюкзак по конкретной фигуре. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО! Наиболее распространенный вариант - закрепление сдвоенной "липучкой" за ряд параллельных горизонтальных строп. У каждой фирмы производителя эта система может иметь различные вариации и названия, но суть одна.
Лямки рюкзака (3) должны быть довольно толстыми и изнутри мягкими. Лямки из одного слоя пенки скоро сомнутся и станут сильно врезаться в плечи. Форма лямок бывает прямая, серповидная или S-образная. Прямые лямки не позволяют свободно двигать руками. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, сужающаяся к низу. Крепление лямок должно быть строго по росту, даже если рюкзак имеет плавающую подвески (см. выше). Лямки сверху должны плотно прилегать к рюкзаку и не шататься. Верхние оттяжки для лямок (2), подтягивающие верхнюю часть рюкзака к спине - обязательны (бывают практически всегда).
Грудная стяжка (4) на рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны и надежней фиксировать рюкзак на спине. Однако, если рюкзак подобран по росту правильно, она Вам не потребуется. А вот недостаток у нее весьма существенный - сдавливает грудную клетку при вдохе. В геошкольных поездках излишня.
Наличие удобного поясного ремня ("поясника", грузового пояса) (7) у рюкзака - обязательное требование. Поясной ремень принимает на себя до 50% веса рюкзака с плеч и спины и перераспределяет его на бедра, а также не дает рюкзаку ёрзать на вашей спине. Ремень должен быть с мягкой прокладкой изнутри, довольно широким (не менее 10 см), но и не слишком широким, чтобы не мешал ходить и, главное, при надевании рюкзака приходиться на талию, а не на попу. Ремень должен плотно затягиваться на Вас при одетом на одну футболку рюкзаке. Удобно, когда от поясного ремня идут боковые оттяжки - это помогает лучше настраивать ремень как летом на футболку, так и на толстую зимнюю одежду. Рюкзаки без поясного ремня практически не выпускаются (кроме, разве что самых дешёвых моделей), но если вы их встретите в продаже не покупайте! На пояс ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пряжка (8) типа "самосброс" или "трезубец", которую в целях безопасности можно легко расстегнуть одной рукой!
Очень важен способ крепления лямок к низу рюкзака. Рекомендуется, когда они крепятся не за углы на дне, а выше в районе поясного ремня через специальную косынку. В этом случае лучше охват туловища и лучше распределение нагрузки.
Поясничная подушка (6) - полезная вещь - горбик на рюкзаке в районе поясника, не дающая рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и нагрузить пояс. Лучше когда она сделана не из поролона, а из той же пенки.
Клапаны и карманы. Наличие кармана в клапане (крышке) рюкзака - обязательно. Сюда кладется компас, накидка, нож, полевой дневник и т.д. Очень удобно присутствие небольшого карманчика для документов внутри клапана. А вот наличие карманов по бокам и сзади рюкзака - на любителя. При сильно набитых карманах рюкзак не удобно класть в багажники, на узкие третьи полки вагонов и влезать с ним в общественный транспорт. В таком случае удобны навесные отстегивающиеся карманы. Иногда бывают небольшие карманы на пояснике, туда можно класть ключи, карманные деньги и другие мелочи. Однако, не забудьте, что много карманов это дополнительный вес.
Наружная подвеска в виде петлей, строп, колец и т.д. на наружной поверхности рюкзака, лямках - вещь также на любителя. За них можно прикреплять к рюкзаку свернутые коврики-пенки, тенты (особенно когда они мокрые), верёвки, кружки и т.д. При этом они легко доступны и не рвут рюкзак. Чтобы длинные предметы (например, молоток), прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу существуют поддерживающие кармашки. Кольца на лямках удобны для переноски фотоаппарата, рации, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли.
Нижнее отделение ("бомболюк", "мышиная нора") на самом деле мало функционально. Если в рюкзак по кругу вставлена пенка, то воспользоваться нижним "лазом" в рюкзак всё равно невозможно. Если же пенки нет, то легко вытащить нужную вещь также затруднительно, а положить её на место - тем более. Кроме того, после выемки вещи из "бомболюка" хорошо стоящий ранее на земле рюкзак стоять отказывается напрочь. В целом, вещь - на любителя.
Наличие боковых утяжечных лямок (5) - обязательно. Они позволяют регулировать объем рюкзака в 2 и более раз и рюкзак никогда не будет выглядеть мешком, всегда будет держать форму. Однако они абсолютно теряют свой смысл, если внутрь рюкзака вставлять по кругу пенку - каким диаметром стянули пенку, такого диаметра и будет рюкзак.
Для удобства одевания рюкзака или загрузки его в транспорт должны быть прочные ручки не менее двух. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, а другая на противоположной стороне. Ручки могут быть и по бокам.
Теперь пора ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ОБЪЕМОМ РЮКЗАКА . Объем экспедиционных рюкзаков измеряется в литрах и колеблется от 60 до 130. Как выбрать нужный объем? Если купить слишком маленький рюкзак, может случиться так, что придется навешивать часть снаряжения снаружи или таскать на груди маленький рюкзачок ("кенгурятник"), что не хорошо или тащить что-то в руках, что совсем плохо. Но и покупать слишком большой рюкзак также не стоит.
Для школьников выезжающих в поездки с геошколой наиболее оптимальные объемы рюкзаков 70-80 литров для девушек и 80-100 литров для ребят. Даже если вам он и покажется слишком большим, стоит помнить, что его можно утянуть лямками. Следует учесть и то, если вы привыкли носить пенку-коврик внутри рюкзака, она будет "съедать" около 5-10 литров объема из-за не полного соответствия рюкзака форме цилиндра.
ВЕС ПУСТОГО РЮКЗАКА зависит от его типа (мягкий или полустанковый), материалов и от количества дополнительных прибамбасов. Иногда может достигать 3-4 кг! Однако, в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и рюкзак менее 2,5 кг сейчас купить также не получится.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ РЮКЗАКОВ:
Наиболее совершенные и продуманные "профессиональные" модели рюкзаков производят иностранные фирмы Tatonka, Ferrino, Salewa, LoweAlpine, Jack Wolfskin, Black Diamond и многие другие. Они довольно дорогие, но если позволяют средства - покупайте! Для большинства же геошкольников вполне подойдут рюкзаки относительно недорогих фирм Vaude (Германия), Campus (Польша), а также отечественных фирм, производящих рюкзаки по иностранным лекалам и из зарубежных материалов (RedFox). Из чисто российских производителей очень хорошо зарекомендовали себя рюкзаки фирмы Bask, тоже не дешевые, но по качеству не уступающие зарубежным моделям. Рекомендуем с большой осторожностью покупать дешевые модели рюкзаков московских фирм Nova-Tour и Sinto, более дорогие их модели значительно качественней. Не экономьте на себе! Хороший экспедиционный рюкзак не дешев, но прослужит вам не один год!
СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ:
Сложные системы подвески на рюкзаках должны ИДЕАЛЬНО вам подходить. Проверять их надо с нагруженным рюкзаком сразу в магазине. Попросите продавца вставить внутрь пенку и нагрузить палаткой, спальником. Проверьте все пункты из приведенного выше списка! Если рюкзак не удобен уже в магазине, то в экспедиции будет только хуже.
Весьма желательно после покупки рюкзака купить в рем.набор по паре пряжек всех типов, использующихся на вашем рюкзаке (обычно 2-3), а также поясную пряжку-самосброс.
Также к рюкзаку полезно приобрести накидку от дождя на резинке. Обычно она производится из ткани Nylon Taffeta silver и в некоторых моделях сразу входит в комплект.
ПЕРЕД отправлением в поход отрегулируйте систему подвески. Наденьте собранный рюкзак, затем наденьте поясник так, чтобы он уперся на бедра, и затяните его плотно, но чтобы не мешал ходить и дышать. Затем подтяните лямки так, чтобы держать рюкзак было удобно. Место пришива лямки вверху рюкзака должно оказаться примерно посередине, или чуть выше середины лопатки. Если это место рюкзака оказалось или заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску (см. выше) или подобрать другой рюкзак по росту. В конце подтягиваются верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперед-назад, главное здесь не перестараться. Если чувствуете дискомфорт, снимите рюкзак, ослабьте все лямки и попробуйте заново.
Стирка мягких рюкзаков в стиральной машинке допускается, но после этого они напрочь лишены водоотталкивающих свойств и будут промокать под любым дождем. Лучше стирать вручную жидкими моющими средствами. Существуют специальные пропитки для рюкзаков, позволяющие восстановить водоотталкивающие свойства рюкзачных тканей.
Рюкзак доставит вам радость в любой поездке, если его ПРАВИЛЬНО собрать! Но как упаковываются рюкзаки - это совсем другая история...
(С) Владимир Дамбаев, Сергей Филимонов 2006 год
для геологической школы МГУ
При подготовке статьи использовались материалы сайтов http://www.avp.travel.ru и http://neuemniy.narod.ru
<< вернуться к началу
|