Группа геошколы ВКонтакте  |   Форум ГШ на сервере "Всё о геологии" | Сообщество геошколы в LiveJournal
"Если хочешь быть счастливым, будь им." Козьма Прутков
   ГШ >> Экспедиции
Экспедиция геологической школы в Хибины (июль 1997 года). Руководитель А.Е.Корольков. (Статья, опубликованная в альманахе Экспедиция геологической школы в Хибины (июль 1997 года). Руководитель А.Е.Корольков. (Статья, опубликованная в альманахе "Среди минералов")
22.01.2006 | Геологическая Школа МГУ

Корольков А.Е.
Хибины как школьный полигон

Есть объекты, внимание к которым не ослабевает годами. Ну, не может оставить их в покое никто однажды сюда попавший. Один из таких центров постоянного притяжения - Хибины. Кажется, нет года, чтобы хотя бы одна из групп Геошколы не побывала здесь.

В июле этого года туда отправились и мы. Из 12 человек группы, 5 уже в разное время и с разными целями посещали эти места. С О.Буланенко и А.Соломиной мы в разное время делали здесь минералогические маршруты, школьники прошли туристские. Всем хотелось чего-нибудь нового, необычного. Поэтому, решено было устроить маршрут в СЗ и центральную часть массива, где никто из нас еще не бывал. По привязкам, полученным в Москве, вырисовывался маршрут от г. Юмъечорр, перевал Петрелиуса и далее на восток массива. Однако расписание движения 344 поезда внесло свои коррективы. Вместо станции Хибины, он остановился на станции Имандра, и маршрут пришлось на ходу изменить.

В первый же день (он начался в 3.30 утра!) мы вышли в район горы Маннепахк. Под полуденным, хотя и заполярным, солнцем "прочесали" вершинку горы у геодезического знака, и таки обнаружили обещанные эгириновые шары с нептунитом. Здесь же нашли странное образование, которое для себя обозвали "хребтом". Это странная форма выветривания игольчатого эгирина, похожая на рыбий хребет. Привязки мы нашли в русскоязычной вкладке журнала "Мир камня", поэтому никакой графической информации у нас не было. Приходится сомневаться - та долина или нет. Да и наши карты и схемы оставляли свободу для фантазии. Поэтому наша Нептунитовая долина вполне могла быть и любой другой долиной горы Манепахк. После 4 часов пекла на вершине, главной находкой в Нептунитовой долине оказалась речка, бегущая из-под снежника. По ней мы и вернулись в лагерь.

Дальнейший наш путь пролегал через перевал С. Чоргорр. Не буду пугать возможных последователей трудностями пути - все проходимо, хотя и тяжеловато физически. После правого поворота к перевалу, у живописного водопадика в осыпи обнаружили довольно крупный эвдиалит, с приличной огранкой кристаллов в глыбе 30х20х20 см. Спуск с перевала, может, и дал бы новые образцы, но уже было около 11 часов ночи, а углядеть что-либо в таком освещении мы не смогли.

Некоторые интересные образцы были найдены в районе Умбозерского перевала по привязке В. Химчука. Мелкий альмандин, да единственный кристалл рамзаита были нам наградой за марш под проливным дождем, и развороченную осыпь. Да еще пачка фотографий рассказывает о нашем житье - бытье, поиске "пропавшего" озера Академического, туманах - "обезьянах" наползающих по долине Касканьйока. Отсюда мы вышли в южную часть Хибин.

Мы сознательно оставили все "надежно-каменные" маршруты на финиш экспедиции, чтоб не таскать на себе лишний вес. Базу установили на левом береге Тулийока, и провели серию радиальных маршрутов вдоль этой реки. Побывали под Лопарским перевалом на канавах с цирконом, содалитом и мелким корундом. Нашли мелкие кристаллы шпинели - герцинита и нормальный астрофиллит. Пришлось изрядно пройтись, чтобы достигнуть обычных точек на Эвеслогчорре но почти напрасно - астрофиллит по большей части оказался выветрелый, корунд совсем мелкий...

Самым продуктивным оказался маршрут к перевалу Безымянный. Привязки по нему у меня были еще с 1985 года, кажется, от И. Пекова. Однако ни тогда, ни в другие заезды, подняться к перевалу по разным причинам не удавалось. Наконец, в этом году мы решили взойти обязательно, во что бы то не стало. В правильности этого решения мы убедились уже на середине осыпи, ведущей к перевалу. Здесь были обнаружены крупные кристаллы циркона в игольчатом эгирине, почти полные кристаллы ильменита, замечательный полевой шпат. Судя по всему, эти куски попали в осыпь, с левого (по ходу) борта перевала, где была обнаружена точка с эгириновыми "солнышками" и жилка лепидомелана. В привязках говорилось также о анальциме и натролите, но их найти не удалось. Лишь полутораметровая ниша показывает ныне положение бывшей жилы.

Таков краткий итог поездки группы ГШ-95-7 на Хибинский массив. Обработка данных и образцов еще предстоит, а мы - старшее поколение - уже прикидываем когда мы снова увидим эти горы, куда мы пойдем дальше. А можно еще и к соседям заглянуть, в Ловозерские тундры...

Статья опубликована в альманахе "Среди минералов".
М.: Минералогический Музей имени А.Е.Ферсмана, 1997. С. 114-115.

Rambler's Top100
История ГШ   Расписание занятий    Директора ГШ   Все преподаватели ГШ Все выпускники ГШ   План работы на текущий год